Дата: 18.09.2006
Тиоман, малазийский остров в Южно-Китайском море, был выбран мною для посещения скорее методом исключения, чем из-за объективных факторов. Конечно, достоинств у Тиомана много, но, еще сидя в России, почему-то хотелось съездить на популярные Ланкави или Пинанг. Однако, не в пользу последних говорила погода: в конце лета на восточном побережье Малайзии весьма вероятны дожди. И действительно, на всех погодных сайтах для этих островов показывали гром и молнию, а также серые тучки. Ну что ж, оставляем восток страны для следующих поездок и двигаемся в уже знакомое по тайскому острову Самуи Южно-Китайское море, где я был пару лет назад.
Скажу сразу: на Тиомане мне понравилось! Этот остров - настолько приятное и красивое место, что иначе и не может быть. Чувствуешь себя там комфортно и умиротворенно, хочется только расслабляться и радоваться жизни. Было очень хорошо, и только под конец взгрустнулось из-за необходимости отъезда.
Ну, впрочем, все по порядку.
ДЛЯ СПРАВКИ
Остров Тиоман, как уже было сказано выше, находится в Южно-Китайском море. Если посмотреть на полуостров Малакка, то Тиоман можно найти восточнее территории континентальной Малайзии, недалеко от побережья. Искать нужно на подробной карте, т.к. остров маленький и на крупных атласах мира просто теряется. По форме Тиоман похож на куклу-неваляшку: крупная южная часть плавно сужается к северу. Остров весьма гористый, есть несколько заметных вершин. Самая высокая - что-то около километра. Ну и наконец, у острова есть спутники: несколько маленьких островков на севере.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Разумеется, только самостоятельно. Нашим турагентствам это место неизвестно, да и вообще по путевкам сюда не ездят даже немцы. Чтобы попасть на Тиоман, нужно прилететь в Малайзию или Сингапур, а затем решить вопрос с дальнейшим перемещением.
Есть два классических варианта: по воздуху и по земле. Самолеты летают из Сингапура и Куала-Лумпура несколько раз в день. С пятницы по воскресенья много народу прилетает сюда на короткий отдых из Сингапура, поэтому билетов может не быть.
Что же касается более популярного варианта: сухопутного, то тут все несколько сложнее. В таком случае путь разбивается на два отрезка: на автобусе до приморского городка Мерсинг, а затем на спидботе или пароме до самого острова. Автобусов из обоих городов идет много, остается лишь выбрать время и купить билет. Я ехал до Мерсинга из Сингапура. Если посмотреть по карте, то расстояние между этими городами – сто километров с хвостиком. Выезжая из Сингапура в девять утра, я наивно предполагал быть на побережье около одиннадцати. Не тут-то было! Бодренько преодолев границу и добравшись в соседний с Сингапуром город Джохор Бару, автобус покатил по магистралям Малайзии. Уж не знаю, как и где мы там ехали, но, к моему изумлению, вся дорога заняла аж пять с половиной часов, включая две остановки. В третьем часу дня уставшие пассажиры выгрузились в Мерсинге возле какой-то бензоколонки и тут же попали в заботливые руки турагентов, продающих билеты на паром. Кроме парома, который в этих местах называется спидбот , на Тиоман ездит еще и скоростной катер, функционирующий под именем супер-спидбот . Разница между ними – в тридцати минутах езды и нескольких рингитах стоимости.
Купив билет на ближайший катер, загружаюсь вместе с еще пятью попутчиками в маленький автобус до пристани. Водитель старательно пытается запихать несколько огромных бэкпэкерских рюкзаков в маленький багажник – и запихивает, пару сумок ставят кому-то на колени, и машина трогается. Через пару минут езды появляется пристань, пересаживаемся на катер и отчаливаем. Два часа энергичного движения по воде - вот он, остров. Привет, Тиоман!
ТИОМАН
Пока катер рассекал бирюзовые волны, я успел досконально изучить имевшийся у меня в багаже путеводитель по Малайзии из серии Полиглот . Там было написано, что раньше Тиоман являлся базой для торговых и пиратских кораблей, а затем стал местом добычи рыбы. Еще в путеводителе утверждалось, что после начавшегося недавно туристического бума остров порядком испорчен строительными котлованами и былое экзотическое очарование уже утеряно. Ну что ж, проверим.
Прибывающий к острову бот делает несколько остановок на нескольких пляжах. Всего их, пляжей, около девяти; на каждом есть что-то типа деревни с гостиницами и ресторанчиками. Расположены они достаточно далеко друг от друга, так что заранее нужно выбрать себе место обитания: пешком дойти от одной деревни до другой затруднительно. Самый крупный пляж называется Tekek, там есть взлётная полоса аэропорта, магазины Duty Free и единственный на весь остров многозвездочный отель Berjaya Beach Resort. Все остальные гостиницы звезд на вывесках не имеют и представляют собой простые, ухоженные бунгало среди цветов и пальм.
Итак, катер причаливает к берегу. Я выхожу на последней остановке, на пляже Air Batang. Пройдя по длинному причалу, упираюсь в большой щит, на котором нарисована карта местности и есть несколько указателей. Вдоль берега тянется узкая дорожка и пойти от причала можно только в две стороны: направо и налево.
Судя по указателям, гостиница под названием ABC, где я собираюсь остановиться, находится слева. Чтобы добраться до нее, нужно пройти метров двести, почти до конца пляжа. На пути встречаются несколько дайв-центров, ресторанчики, пара магазинов, а между всем этим – бунгало.
Таких понятий, как первая и вторая линия тут не существует, т.к. все гостиницы расположены на примерно одинаковом удалении от моря, и от самого дальнего бунгало до воды идти пешком не больше минуты. Еще здесь нет никаких машин, а есть только несколько мотоциклов, на которых и разъезжают живущие тут малазийцы. Маршрут: от одного конца пляжа до другого, или до пристани и обратно. Отсутствие машин легко объяснимо, поскольку ширина единственной в этом месте дороги как раз соответствует ширине мотоцикла с коляской.
ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ОТДЫХАТЬ
Несмотря на то, что Тиоман представляет собой остров-курорт, здесь нет многих привычных курортных радостей: дискотек, огромных отелей, шикарных ресторанов, секс-приключений и прочего. Зато есть много всего другого: теплое чистое море, тропическая природа, ласковое солнышко и замечательная атмосфера. Я бы назвал ее так: домашняя . Тут и вправду все очень по-домашнему, уютно и спокойно. Можно прийти на ужин в кафе в одних шортах, и никто не будет коситься и показывать пальцем. Можно подойти к любому человеку и пообщаться с ним о чем-нибудь как старые знакомые, хотя пять минут назад вы впервые увидели друг друга.
Основная масса отдыхающих приезжает сюда из Европы и Австралии. По чуть-чуть – из Новой Зеландии, Сингапура и других стран. Средний возраст – от 20 до 25 лет. В силу размеров этого места народу не очень много, так что спустя пару-тройку дней после приезда уже все всех знают, не по имени, так в лицо. Достаточно один раз зайти в какое-нибудь место перекусить, и в следующий раз вас уже узнают и будут здороваться. В общем, очень душевно!
Когда надоедает просто расслабляться на белом песочке пляжа, можно перейти к активным видам отдыха. Их тут доступно много. От причала каждый день отправляется несколько лодок с обзорной экскурсией вокруг острова. Для любителей снорклинга есть несколько пунктов проката масок, ласт и трубок. Вода даже у берега очень чистая, и рыбок много, так что удовольствие от этого занятия гарантированно. Также напрокат сдают велосипеды, и можно отправиться в велопрогулку вдоль пляжа. Наконец, есть дайвинг, о котором чуть позже.
Ночной жизни в привычном понимании на острове нет. Перед заходом солнца народ возвращается с дайвинга и экскурсий занимать места в прибрежных кафе и ресторанчиках, чтобы во время ужина наблюдать, как оранжевый шар солнца медленно исчезает в море, а на небе появляются сотни звезд. Можно пойти в один из нескольких баров, которые тоже расположены прямо у воды. На самом севере Air Batang'a владелец одного из баров, он же бармен, вставляет свой iPod в колонки от музыкального центра и весь вечер вокруг звучит поп-рок во всех видах: от The Beatles до Coldplay. Вместо барных стульев тут служат высокие пеньки, и публика обычно сидит либо на них, либо сдвигает все столы в один, и люди усаживаются вместе, образовывая одну большую компанию. Можно подойти, сесть и пообщаться о чем-нибудь с такими же путешественниками, как и ты. Если хочется побыть одному - в любом ресторанчике найдется незанятый стол и стаканчик свежевыжатого сока. Очень приятно сидеть вот так вечером в десяти метрах от воды, слушать шум прибоя и наблюдать, как в воду падают звезды. Лепота!
В один из дней, взяв напрокат велосипед, я перебрался с ним через небольшой холм на соседний пляж Tekek, который является столицей острова. Это уже даже не деревня, а целый поселок с длинными улицами, магазинами и сравнительно крупными гостиницами. Тут есть даже аэропорт, а по дорогам, в отличие от Air Batang'a, ездят автомобили. Авто можно взять и напрокат, но далеко уехать не получится, поскольку место это все равно изолированное, как и другие пляжи Тиомана. Я покатался на велосипеде вдоль аэропорта, а потом съехал прямо на пляж. После отлива песок плотный, и можно было вполне уверенно ехать прямо в полуметре от воды. Класс!
В целом, на мой взгляд, Tekek из-за своей цивилизованности и раскрученности меньше всего подходит для отдыха на Тиомане. Тут не так сильно чувствуется вся эта замечательная спокойная атмосфера остальной части острова, и местами встречаются разного рода стройки. То тут, то там возводят какие-то здания, мостят брусчаткой дороги и возят туда-сюда строительный мусор. Если в моем путеводителе фраза об утрате экзотического очарования подразумевала именно это, то могу подтвердить - это правда. Покатавшись еще немного по Tekek'у, возвращаюсь обратно на Air Batang.
ДАЙВИНГ
Дайвинг на Тиомане - просто загляденье! Вокруг острова ныряют примерно на 15-17 популярных сайтов, из которых лучшими считаются места вокруг островков в северо-западной части Тиомана. Именно туда мы и отправляемся в один из дней вместе с компанией от дайв-центра B&J.
Мои попутчики – молодая пара, живущая в Сингапуре. Девушка-англичанка и ее спутник, индус, получают там MBA. По пути мы заплываем на самый северный пляж острова - Salang, чтобы забрать оттуда нашего гида и еще несколько дайверов. Гидом оказывается молодая европейского вида женщина по имени Сара, говорящая на прекрасном английском. Согласно ее брифу, нырять мы будем в двух разных точках небольшой группы островков с заездом на один из них во время перерыва. Инструктаж, проверка готовности и всё – под воду! Красота волшебная: стаи ярких рыбок, скаты, звезды и множество кораллов всех расцветок. Подводный рельеф образован большими подводными скалами, которые обросли флорой всех форм и расцветок.
Вдоль одной из скал плывет большая морская черепаха и, вдруг найдя для себя что-то интересное между кораллов, принимается методично поедать одно из растений. Мы подплываем ближе, еще ближе к черепахе, она нас замечает, но продолжает свой завтрак, косясь на нахальных дайверов одним глазом. Класс! Пятьдесят минут и 200 бар в баллоне заканчиваются гораздо быстрее, чем хотелось бы, и мы возвращаемся наверх.
В перерыве перед вторым дайвом мы отправляемся к одному из островов для небольшого отдыха. Островок очень маленький и очень зеленый, но удивительно даже не это, а то, какого цвета тут море: изумительная ярко-бирюзовая вода прямо-таки светиться изнутри, режет глаза ослепительным сиянием! Достаю камеру и делаю несколько снимков, а потом, не выдержав всего этого великолепия, прыгаю с верхней палубы в воду и плыву на берег. С берега картинка еще лучше, жаль только, что фотоаппарат остался на боте. Песок на берегу белоснежного цвета и не отстает от воды по яркости, а ноги по щиколотку проваливаются в эту мягкую муку. Построек и местных жителей на острове не видно, и, судя по всему, он необитаемый, как и несколько соседних островов, видимых отсюда.
Перед вторым дайвом Сара увлеченно описывает то, что нам сейчас предстоит увидеть. Второй сайт входит в ее личный топ мест для погружений из-за своей богатой флоры, и, прежде всего, из-за многообразия кораллов. Сара увлеченно описывает подробности подводного мира, перечисляет названия растений, и я понимаю, что у меня уже не хватает словарного запаса, чтобы все это перевести и все понять. Под водой обнаруживается большое количество огромных каменных глыб, как будто специально сваленных кем-то в кучку. Камни все обросли кораллами и действительно - здесь словно подводный ботанический сад. Нас немного сносит легкое течение, отплываем в сторону и начинаем осматривать это место. Между отдельными глыбами есть что-то вроде природных туннелей и мы проплываем через несколько таких узких проходов. Живности здесь, как ни странно, поменьше, но удовольствие от погружения все равно очень большое.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вот такие получились зарисовки с натуры . На Тиомане было хорошо, и я всем желаю приехать сюда и попробовать все эти простые человеческие радости тропического острова, почувствовать комфорт и удовольствие от общения с природой. Конечно, проводить здесь все две недели своего отпуска вряд ли стоит, но вот в качестве составной части путешествия по Юго-Восточной Азии этот остров подходит великолепно. Например, можно скомбинировать Тиоман с Сингапуром, континентальной Малайзией или Таиландом. Если хотя бы один человек, прочтя мои впечатления, начнет паковать чемоданы, буду считать, что писал эти строчки не зря. Удачи!
|