В начале XIX века проект строительства первой английской железной дороги из Дарлингтона в Стоктон встретил большое сопротивление: в парламенте опасались, что она повредит лисьим норам и распугает лис. А как же тогда охотиться? Сегодня, в эпоху сверхскоростных поездов, о тех милых временах вспоминают с ностальгией. И даже пытаются в них вернуться. В разных частях света восстановлены десятки старых составов. Как правило, это те же паровозы и вагоны, что ходили по этим же маршрутам в начале прошлого века. А в Германии сеть старинных путей общей протяженностью в 140 километров не только сохраняется, но и продолжает развиваться: в нынешнем году участок федеральной железной дороги был “перешит” на узкую колею 1000 мм, и по нему вместо современных дизелей вновь пошли паровозы.
Швейцария
Самая известная здесь — регулярная горная линия Furka у перевала Готтард на юге, часть которой проходит на высоте более 2000 метров (поэтому зимой она закрыта). Дорога была построена в начале прошлого века, благополучно просуществовала до 1981 года, а потом стала не нужна: под перевалом построили туннель. Однако через десять лет дорогу восстановили и отдали туристам. Трем паровозам линии от 80 до 100 лет. В 1940-х годах, когда швейцарские железные дороги были электрифицированы, два паровоза отправили во Вьетнам, где они честно отработали несколько десятилетий. Домой вернулись в начале 90-х и продолжают исправно трудиться. Как и многие другие швейцарские локомотивы, крутые спуски и подъемы эти паровозы преодолевают с помощью зубчатой передачи на манер фуникулера. Между двумя основными рельсами на этих участках проложен третий, зубчатый. С ним паровоз соединен цепью, которая и удерживает состав на крутом склоне.
Скорость: на зубчатой передаче — 15 км/ч, на обычной тяге — 30-45 км/ч
Время в пути: 1 час 40 минут
Цена: 58 швейцарских франков
Германия
Система узкоколейных поездов в горах Гарц (Harzer Schmalspurbahnen, HSB) — поразительный пример процветающей пассажирской сети на паровой тяге в самом центре Европы. Основную массу локомотивов составляют паровозы 1940-50-х годов, но есть и модели начала века, а также старинные дизельные вагоны — автомотрисы. Среди маршрутов — поднимающаяся до высоты 1142 метра линия на знаменитую гору Брокен — место Вальпургиевой ночи. Между прочим, на HSB можно не только прокатиться, но и пройти учебный курс на помощника машиниста. Работать придется по 12 часов в сутки, да еще при перепаде высот и температур. Трехдневный курс стоит 290 евро, 11-дневный — 745-850 евро.
Скорость: 30-50 км/ч
Время до Брокена: 1 час 40 минут
Цена: 30 евро
Великобритания
Поезд Jacobite совершает летние рейсы по холмам и озерам Шотландии из Форт-Вильяма в Маллайг. Маршрут еще более знаменит, чем сам поезд, поскольку проходит по первому в мире бетонному виадуку Гленфиннан с 21 аркой. Кстати, этот проект, предложенный в 1901 году инженером Робертом Макалпайном, был многими принят в штыки. Так что специально к открытию железной дороги выпустили путеводитель, в котором говорилось: “Местные власти считали, что это будет чудовищное сооружение, настолько безобразное, что о красоте окружающей природы можно будет забыть раз и навсегда. Теперь-то ясно, как они ошибались”. Чтобы оценить красоту виадука, лучше всего прокатиться по нему на Jacobite, состоящем из исторических вагонов, который ведет паровоз Otton Hall 1929 года. Или в крайнем случае посмотреть фильмы о Гарри Поттере, где Jacobite снимался в роли Хогвартс-экспресса.
Скорость: 95 км/ч
Время в пути: 4 часа
Цена: 20,5-41 фунт в зависимости от класса и маршрута
Канада
Поезд на паровой тяге курсирует в окрестностях Оттавы. Первый участок дороги, по-строенный в 30-е годы XIX века, представлял собой деревянные рельсы, на которые были набиты длинные железные полосы. Железо периодически отрывалось от дерева, полосы загибались вверх, мешали колесам. Предательские рельсы даже прозвали “змеиными”. Теперь, конечно, рельсы стальные, по ним ходит паровоз 1907 года и вагоны сороковых годов прошлого века, причем все шведского производства: в резерве шведских железных дорог во время “холодной войны” были паровозы — на случай, если “враг” перекроет подачу электроэнергии. Потом паровозы приобрели канадцы для своей “ретролинии”.
Скорость: 25 км/ч
Время в пути: 5 часов
Цена: 41-89 канадских долларов
Малайзия
Паровоз Vulcan на Северном Борнео — один из немногих существующих дровяных локомотивов (большинство ездят на угле или другом топливе). Линия, идущая 58 километров через джунгли от Кота-Кинабалу до Папара, еще 50 лет назад была единственным средством сообщения для нескольких городов. Правда, до этого времени она могла и не дожить: построенную в 1890 году дорогу постоянно разбирали туземные жители, считавшие огнедышащий паровоз порождением злых духов. Но дороге повезло — по ней стали возить к побережью стратегически важный каучук и снабдили охраной. В 1970 году линию все же закрыли, однако в 2000-м возродили уже как туристическую. Помимо британского паровоза постройки 1954 года в составе пять японских вагонов с площадками для обзора и британский пульмановский вагон-бар. Японским вагонам чуть более тридцати лет, однако они стилизованы под те, что ходили сто лет назад. В них есть кондиционеры, правда, они никогда не включаются: оператор дороги считает, что будет гораздо лучше, если пассажиры смогут высовываться в открытые окна и любоваться видами, вместо того чтобы чинно сидеть в закрытом салоне.
Скорость: 20 км/ч
Время в пути: 4 часа
Цена: 50 долларов вместе с обедом
Аргентина
Поезд Old Patagonian Express (La Trochita), идущий по предгорьям Анд, использует колею 750 мм — вдвое уже, чем привычная нам российская. При этом часть маршрута проходит по совмещенной колее из трех рельсов, способной принять вагоны разной ширины. Паровозы построены в 1922 году в США и Германии и работают на жидком топливе.
В них есть печка, вокруг которой в холодное время собираются пассажиры. Чтобы дополнить ощущение подлинности, для путешественников организована специфическая забава: на поезд нападают разбойники и отнимают у пассажиров ценные вещи, которые вскоре возвращают. Этот розыгрыш устраивают не постоянно, поэтому на него можно и не попасть: это уж как повезет.
Скорость: 60 км/ч
Время в пути: 7-8 часов
Цена: 25-80 долларов.
|